Использование шаровых кранов на объектах теплоэнергетики

Запорная и регулировочная, например балансировочный клапан, арматура широко используется на объектах теплоэнергетики. Как правило, в системах тепло- и водоснабжения устанавливаются стальные шаровые краны с фланцевым присоединением или с концами под приварку. Краны диаметром до 150 мм обычно выполняются с ручным приводом. Арматура с большим диаметром оснащается редуктором, электро- или пневмоприводом.

Конструкция шарового крана включает следующие элементы:

  • сборный или цельносварной корпус;
  • запирающий элемент в форме шара с цилиндрическим отверстием;
  • шпиндель, с помощью которого выполняется поворот шара;
  • редуктор либо съемная ручка;
  • уплотнители шара и шпинделя.

Цельносварной корпус шарового крана, изготовленный из нержавеющей либо углеродистой стали, не имеет подвижных соединений, которым может потребоваться подтяжка. Отполированный шар, расположенный в корпусе, выполняется из высококачественной нержавеющей стали, что гарантирует его прочность. С обеих сторон к шару примыкают углеродно-тефлоновые уплотнители, устойчивые к загрязнениям и износу. Уплотнения прижимаются к плавающему шару с помощью тарельчатых пружин, что обеспечивает надежную работу крана в условиях высоких и низких температур. В верхней части арматуры находится шпиндель и уплотнительные прокладки. Упругое соединение шара с уплотнителями обеспечивает его свободное перемещение в сторону уплотнителя под действием рабочего давления.

Конструкция шарового крана обуславливает следующие преимущества его использования:

  • высокая герметичность;
  • простота установки и эксплуатации;
  • высокое быстродействие;
  • минимальный износ запорного элемента;
  • длительный срок безаварийной эксплуатации.

Некоторые специалисты рекомендуют использовать на объектах теплоэнергетики чугунные или стальные задвижки вместо шаровых кранов. Однако, несмотря на относительно невысокую цену задвижек по сравнению с другой запорной арматурой, эти изделия отличаются существенной стоимостью обслуживания. Ремонт неисправной задвижки может обойтись в 70-80 % от стоимости нового вентиля. При этом замена уплотнительных колец шпинделя шарового крана проводится примерно в 6 раз реже, а стоимость материалов составляет 6-8 % от цены крана. Занимают такие ремонтные работы около 1-2 часов. Таким образом, надежность конструкции шарового крана и низкая себестоимость обслуживания доказывают целесообразность использования данного вида арматуры на объектах теплоэнергетики.